Официальные требования к классификации гостиниц в 2024 году

Ниже на странице приведено сравнение стандарта гостиниц 5 и 4 звезд. Обратно по ссылке можно вернуться в "Прибыльный отель".
(На основании обновлений от 1 сентября 2024 года)
Разбираем отличия требований к гостиницам категории "пять звезд" и "четыре звезды"
Отличия разобраны на оснований требований к категориям гостиниц и других средств размещения Российской Федерации установлены "Положением о классификации гостиниц", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1860 (с изменениями по состоянию на 1 сентября 2024 г.).
I. Здание и прилегающая территория
В первом разделе обновленных требований фактически одно различие - для 5 звезд требуется наружное архитектурное освещение (подсветка) здания (уличный фасад), при этом для 4 звезд достаточно освещение центрального входа и подходов к зданию.
II. Техническое оборудование и оснащение
В этом разделе требования идентичны.
5 и 4 звезды отелей в чем отличия
отличия требований к гостиницам 5 и 4 звезды в 2024 году
III. Номерной фонд
В номерном фонде и инфраструктуре отеля содержится самое большое отличие, внимательно изучаем эту часть. Площадь номеров отличается, одноместного на 2 квадратных метра, двухместного на 1 м2 (без учета балконов, санузлов), площадь санузла отличается на 0,8 квадратных метров. Почему это так важно? Не секрет, что чем больше номерной фонд в здании гостиницы, тем больше шансов на хорошую финмодель и, впоследствии, на прибыльную деятельность гостиницы. Получается с этими различиями в требованиях вы сможете в "пятерке" иметь меньше номеров, чем в "четверке". Когда вы планируете строительство гостиницы это важно для расчетов, посчитать разные сценарии и понять, что вам выгодней для проекта (лучше расчитывать финмодель минимум на 10 лет).
5 и 4 звезды отелей в чем отличия номерного фонда
отличия требований к номерам гостиницам 5 и 4 звезды в 2024 году
IV. Санитарные объекты общего пользования
В санитарных объектах общего пользования (туалетных комнатах) достаточно большое отличие в расходниках, что повлияет на операционные затраты. В отелях категории 4 звезды допускается использование бумажных полотенец или электрополотенца. В дополнении к необходимому оснащению 4 звезд в гостиницах категории 5 звезд необходимо иметь:
  • диспенсер с разовыми сиденьями для унитаза;
  • диспенсер с кремом для рук;
  • махровые салфетки для рук;
  • диспенсер с пакетами для предметов гигиены;
  • корзина для использованных махровых салфеток для рук.
5 и 4 звезды отелей в чем отличия туалетов
отличия требований к туалетам гостиниц 5 и 4 звезды в 2024 году
V. Общественные помещения, VI. Помещения для предоставления услуг питания
В общественных помещениях отличие - это размер холла для 5 звезд он может быть не более 160 квадратных метров, для 4 звезд не более 120 м2. В обоих случаях он считается по формуле: 30м2 +1м2 на каждый номер начиная с 21ого. Для 5 звезд также в холле необходимо иметь декоративное озеленение, художественные композиции, для "четверки" таких требований нет.
По помещению для предоставления услуг питания в гостинице категории 4 звезды допускается вместо ресторана иметь кафе, в "пятерке" только ресторан, остальные требования идентичны.
VII. Услуги
В услугах у 5 звезд в дополнению к обязательным требованиям для обоих категорий необходимо иметь:
  • Швейцара
  • Вечернюю подготовка номера
  • Стирку: экспресс-обслуживание (срок исполнения не более 2 часов)
  • Химчистку: экспресс-обслуживание (срок исполнения не более 6 часов)
  • СПА-услуги (плавательный или купальный бассейн, уходы с применением косметических средств за лицом и телом, в том числе бальнеоуходы, гидромассаж и бани различных видов - количество и виды услуг по выбору гостиницы) (не обязательно для: гостиниц с количеством номеров 50 и менее; гостиниц в зданиях, являющихся объектом культурного наследия или объектом, составлющим предмет охраны исторического поселения; комплексов аппартаментов)
  • аренда (прокат) автомашины без водителя (допускается предоставление услуг по договору со специализированным предприятием, в т.ч. каршеринг.
Большим барьеров к 5 звездочным гостиницам у наших клиентов является ощущение, что нужно очень много площади "вынимать" из номерного фонда, чтобы сделать СПА с бассейном, огромный холл и прочее. В реалиях для средней по размеру гостиницы требования по общественным пространствам и инфраструктуре очень гуманные.
Критерии бальной оценки гостиниц
Критерии бальной оценки гостиниц, естественно, выше для 5 звезд. Критерии отличаются от 2 до 11 баллов в зависимости от размера номерного фонда и показателей.
Made on
Tilda